ШКОЛА
ИКОНОЛОГИИ
ПРОСОПОН
Иконологическая школа «Просопон» (термин греческого богословия, в иконологическом смысле понимаемый как «Образ Божий», «видимый, зримый Лик») образовалась и развивается как содружество иконописцев, объединенных общностью эстетических критериев и церковных идеалов, выразившихся в иконописной традиции, сформировавшейся до XVI века.
Художественный процесс и устроение жизни школы обусловлены природой самого иконописания как синергии двух начал –искусства и религии. Отсюда возникают профессиональные задачи соединения религиозной и художественной дисциплины с возможностью личностного творчества.
Традиция освящает это служение в Каноне, в освоении которого решающим стал метод литургического иконописания, сформулированный основателем и руководителем школы Владиславом Львовичем Андреевым, посвятившим более пятидесяти лет изучению иконописного предания. Метод, ставший практическим и теоретическим основанием школы, позволяет осмысливать икону как искусство символического реализма.
Иконописание, рожденное многовековым опытом Веры, требует дисциплины и совершенствования не только руки, но и ума и сердца. Традиция понимает это художество как молитву, как «умозрение в красках», заключенное в самом процессе, как выражение Церковного Предания, непрерывный источник и образец православной культуры, как форму литургического служения, где иконописание соединяет в себе рукоделие, художество, благочестие и богословие. Каждая написанная икона провозглашает непреложный догматический факт: человек есть образ Божества – и непосредственно напоминает христианам о главной цели их жизни – обожении.
Традиционно в иконе используются натуральные материалы и пигменты. В основу иконописной практики положено многоступенчатое чередование пробелов (света) и плавей (цвета), на последней ступени красочные слои пропитываются и закрепляются вареным льняным маслом – олифой.
Метод, сформулированный более тридцати лет назад, плодотворно практикуется многими студиями и мастерскими школы . Современный интерес к иконе, к ее истокам открыл важную сферу школьной деятельности: проведение регулярных классов и семинаров, знакомящих с иконописной традицией. За время своего существования школа развивала и осваивала различные направления в своем служении: украшение храмов, проведение лекций, семинаров, выставок, экскурсий. Иконописные студии для детей и взрослых организованы при поддержке общественных организаций и, благодаря программе грантов, предоставляемых Благотворительным Фондом Серафима Саровского.
Приверженность Канону, к его литургическому и эстетическим принципам, позволяет современной иконе сохранять символический язык иконописного Предания, избегая копирования при создании новых иконографий, и выполнять творческие задачи разных масштабов. Деятельность школы отмечена патриаршими наградами и грамотами, а также дипломами всероссийских художественных выставок в разделе «Храмовое искусство».